Архитектура стран Дальнего Востока: основные акценты на сооружения в Древнем Китае и Японии

Архитектура стран в Древнем Китае и Японии

Архитектура стран в Древнем Китае и Японии. Воплощает особый, торжественный и вместе с тем необычайно декоративный художественный стиль, который отразил жизнерадостный и одновременно философский дух, свойственный в целом искусству этого региона.

Архитектура Дальневосточного региона – величественные и в то же время необычные здания с красиво изогнутыми многоярусными крышами, которые производят поэтическое впечатление.

Такой дизайн не случаен, ведь это, по поверьям, помогает отогнать злых духов. В Древнем Китае придерживались поверья, что духи передвигаются только прямо, поэтому изогнутые формы не дают им возможности добраться до людей.

Подобный символический смысл имеют и другие декоративные элементы: рисунки, глиняные фигурки мифических существ, среди которых почти всегда присутствует дракон, должны защищать жителей дома от злых духов.

И чем важнее здание, тем больше таких «защитников» находится на нем. Красота декора поражает яркостью красок, ее дополняют разноцветная черепица и пышная резьба.

Осмысление человеком гармонии духа и тела, неба и земли, свойственное буддизму, нашло отражение в культовых сооружениях – пагодах.

В основном характерной особенностью этих зданий является высота и многоярусность, что также несет определенные символические смыслы. Каждый ярус имеет свою крышу с загнутыми выступающими навесами.

Основа пагод имеет разную форму: круглую, квадратную, шести- и восьмиугольную. Ярусный стиль присущ и светской архитектуре Дальнего Востока, например, зданиям дворцов, крыши которых часто делали многоуровневыми.

Особенности китайской архитектуры

Особенным является внутренняя отделка зданий Китая. По традиции дом служит неотъемлемой частью окружающего пейзажа. Будто через ширму природа «входит» внутрь здания и наполняет его жизнью.

И поэтому в основе традиционного китайского здания находятся деревянные или каменные столбы, а между ними – легкие стены и перегородки, которые отличаются быстрой сборкой и монтажом, а также легко декорируются.

Чтобы отделить одно помещение от другого, очень часто использовали ширмы. Обязательной принадлежностью любого дома был внутренний двор с садом.

Символом столицы Китая, Пекина, является Храм Неба, построенный в эпоху династии Мин и ныне занесенный ЮНЕСКО в список объектов мирового культурного наследия человечества.

В образе Храма Неба воплощено представление китайцев об упорядоченности и законах мироздания. По замыслу зодчих, размещение храма и его облик должны были олицетворять гармонию священных сил земли и неба.

Храм имеет три яруса, которые олицетворяют небеса, землю и человека – основы Вселенной. Синяя глазурованная черепица трехъярусной крыши, уложенная в виде лучей, символизирует небесную лазурь.

Колонны цвета огня символизируют тандем неба и земли. Даже количество колонн в храме имеет свою символику: 4 большие 18-метровые колонны означают четыре времени года, 12 средних колонн – это 12 месяцев, 12 позолоченных колонн соответствуют 12-ти двухчасовым отрезкам времени, а 28 колонн отождествляют 28 созвездий. Храм украшен богатым декором.

Визитной карточкой Китая является большая китайская стена, крупнейший оборонительный объект в мире – одно из крупнейших строительных сооружений всех времен.

Стену возвели на каменном фундаменте из земли и кирпича. Длиной тысячи километров, стена извивается над гористой местностью, простирается через пустыни и болота.

С верхушки сторожевых башен стены благодаря дымовым сигналам днем и сигнальному огню ночью удавалось оповестить население.

Стена выступала не только в роли крепостного вала, ее использовали в качестве дороги шириной в 5,5м.

Особенности архитектуры Японии

Японской архитектуре, впитавшей традиции китайского искусства, присуще стремление к простоте. Здания светлые и открытые, преимущественно состоят из прямоугольных элементов.

Большую часть сооружений Японии строили из дерева, поскольку это гибкий материал по сравнению с камнем более устойчив во время землетрясений.

Среди дошедших до нас памятников деревянного зодчества выделяются синтоистские храмы с массивными крышами, выступающими далеко за пределы стен и надежно защищающими их от непогоды.

Высокого развития достигла садово-парковая архитектура. Японские сады были нескольких типов: императорские, храмовые и индивидуальные, предназначенные для семьи и друзей. Их украшали деревья и цветы, павильоны и беседки, водоемы и декоративные камни.

Японские сады лаконичны, многозначны и символичны, они призваны служить отдыхом от суеты, средством восстановления равновесия души. Каждый объект имеет свою смысловую нагрузку.

В основу модели сада положен союз трех главных стихий: воды, камней и растений. Вода или песок, который ее заменяет, ассоциируется с водоемами – озерами и горными реками.

Камни символизируют горы, скалы, острова. Небольшие растения, из которых создают композиции, по очертаниям напоминают лесные пейзажи.

Архитектура стран в Древнем Китае и Японии
source

Среди видов японских садов выделяют: сад деревьев, сад воды, сад чайной церемонии, сад цубо, сад камней.

Например, сад камней, сад дзен, или «сухого пейзажа», создает миниатюрный стилизованный пейзаж с помощью тщательно подобранных композиций из камней, водоемов, мхов, формованных деревьев и кустарников с использованием гравия или песка.

Такой сад преимущественно небольшой, окружен стеной и, как правило, предназначен для созерцания в положении сидя только из одного места за пределами сада.